3 февраля 2025
Федеральный закон от 3 февраля 2025 г. N 4-ФЗ "О безопасности людей на водных объектах"
Принят Государственной Думой 28 января 2025 года Одобрен Советом Федерации 29 января 2025 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и прилегающих к ним территориях. 2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, целью которых является обеспечение обороны страны и безопасности государства, в том числе с использованием (применением) военных кораблей, кораблей, катеров и судов органов федеральной службы безопасности, военно-вспомогательных судов, судов, используемых в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также кораблей, катеров и судов войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обеспечения безопасности людей на водных объектах Отношения в области обеспечения безопасности людей на водных объектах регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) безопасность людей на водных объектах - состояние защищенности людей на водных объектах, в том числе при купании и пользовании маломерными судами и иными техническими средствами на водных объектах; 2) система обеспечения безопасности людей на водных объектах - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического и социального характера, направленных на предупреждение происшествий на водных объектах, обеспечение безопасности людей на водных объектах, осуществление контроля (надзора) за выполнением обязательных требований безопасности людей на водных объектах; 3) обязательные требования безопасности людей на водных объектах (далее - требования безопасности людей на водных объектах) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях обеспечения безопасности людей на водных объектах. 2. Иные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в значениях, определенных другими законодательными актами Российской Федерации. Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности людей на водных объектах 1. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности людей на водных объектах относятся: 1) разработка и реализация государственной политики в области обеспечения безопасности людей на водных объектах; 2) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения безопасности людей на водных объектах (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), осуществляет следующие полномочия: 1) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов публичной власти федеральных территорий, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан по обеспечению безопасности людей на водных объектах; 2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах; 3) организация и осуществление федерального государственного надзора за маломерными судами; 4) нормативно-правовое регулирование вопросов в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе: а) утверждение порядка государственной регистрации маломерных судов, а также формы, описания и порядка выдачи судового билета; б) утверждение порядка аттестации физического лица на право управления маломерным судном, а также формы, описания и порядка выдачи удостоверения на право управления маломерным судном; в) утверждение правил пользования маломерными судами на водных объектах; г) утверждение обязательных требований к технической документации на маломерное судно; д) утверждение порядка предоставления государственных услуг по государственной регистрации и освидетельствованию маломерных судов, аттестации физического лица на право управления маломерным судном, в том числе перечня документов, необходимых для предоставления указанных государственных услуг; е) утверждение требований безопасности людей на водных объектах; ж) утверждение порядка добровольного участия граждан в обеспечении безопасности людей на водных объектах; з) утверждение форм, содержания и технических характеристик, а также порядка установки знаков безопасности на водных объектах (за исключением знаков, предусмотренных для судоходства по внутренним водным путям и морского судоходства); 5) предоставление государственных услуг по государственной регистрации и освидетельствованию маломерных судов, аттестации физического лица на право управления маломерным судном; 6) ведение реестра маломерных судов; 7) ведение реестра удостоверений на право управления маломерными судами; 8) введение ограничений или запрета на движение маломерных судов и использование иных технических средств на водных объектах в случаях риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, за исключением внутренних водных путей, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также российской части (российского сектора) Каспийского моря; 9) получение в установленном порядке необходимых материалов и информации в области обеспечения безопасности людей на водных объектах от федеральных органов исполнительной власти, органов публичной власти федеральных территорий, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности людей на водных объектах Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области обеспечения безопасности людей на водных объектах в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации публичной власти в субъектах Российской Федерации. Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области обеспечения безопасности людей на водных объектах Органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют полномочия в области обеспечения безопасности людей на водных объектах в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления. Статья 7. Полномочия органов публичной власти федеральных территорий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах Органы публичной власти федеральных территорий осуществляют полномочия в области обеспечения безопасности людей на водных объектах в соответствии с федеральными законами о федеральных территориях. Статья 8. Участие организаций в мероприятиях по обеспечению безопасности людей на водных объектах Организации, в том числе общественные организации, могут участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности людей на водных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 9. Государственная инспекция по маломерным судам Полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти в части организации и осуществления федерального государственного надзора за маломерными судами, федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах, ведения реестра маломерных судов, реестра удостоверений на право управления маломерными судами, предоставления государственных услуг по государственной регистрации и освидетельствованию маломерных судов, аттестации физического лица на право управления маломерным судном осуществляются входящей в его систему Государственной инспекцией по маломерным судам (далее - Государственная инспекция) в соответствии с положением о Государственной инспекции по маломерным судам, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Статья 10. Права и обязанности граждан в области обеспечения безопасности людей на водных объектах 1. Граждане имеют право: 1) на охрану их жизни и здоровья на водных объектах; 2) на получение информации по вопросам, связанным с обеспечением безопасности людей на водных объектах; 3) на участие в обеспечении безопасности людей на водных объектах. 2. Граждане обязаны: 1) соблюдать требования безопасности людей на водных объектах; 2) выполнять законные требования должностных лиц Государственной инспекции. Глава 2. Требования безопасности людей на водных объектах Статья 11. Требования безопасности людей на водных объектах при использовании баз (сооружений) для стоянки маломерных судов 1. Обеспечение безопасности людей на водных объектах при использовании баз (сооружений) для стоянки маломерных судов осуществляется в соответствии с требованиями безопасности людей на водных объектах, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 2. Базы (сооружения) для стоянки маломерных судов должны иметь: 1) техническое оснащение, обеспечивающее безопасность людей и маломерных судов; 2) оборудование и материалы для локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов при размещении более 20 маломерных моторных судов; 3) места для заправки судов моторным топливом, позволяющие обеспечивать соблюдение требований в области охраны окружающей среды и требований пожарной безопасности; 4) причалы и (или) иные сооружения, используемые для швартовки и стоянки маломерных судов; 5) площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов и емкости для сбора отработанного топлива. 3. Базы (сооружения) для стоянки маломерных судов должны быть обеспечены необходимым оборудованием, в том числе спасательными средствами и средствами информирования, в соответствии с требованиями безопасности людей на водных объектах, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 4. Несоблюдение лицом, ответственным за использование баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, требований безопасности людей на водных объектах, утвержденных для баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 12. Требования безопасности людей на водных объектах при использовании пляжей 1. Обеспечение безопасности людей на водных объектах при использовании пляжей осуществляется в соответствии с требованиями безопасности людей на водных объектах, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 2. В целях обеспечения безопасности людей на пляжах осуществляются: 1) проведение водолазного обследования и очистка дна водного объекта, отведенного для купания, на глубине до 2 метров в границах зоны купания. Акты водолазного обследования и очистки дна хранятся в течение одного календарного года с даты их оформления в соответствии с требованиями безопасности людей на водных объектах, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) оборудование и содержание пляжа в течение всего периода его использования, в том числе: а) создание и обеспечение работы спасательного поста; б) обозначение буйками границы зоны купания; в) установка знаков безопасности на береговой полосе водного объекта для обозначения границы зоны купания; г) ограждение зоны купания детей и лиц, не умеющих плавать, глубиной не более 1,2 метра и обозначение указанного ограждения; д) информирование людей о возможности купания и безопасного пользования пляжем путем установки сигнальных флагов, звукового оповещения, установки знаков безопасности и размещения информации на информационных стендах; е) проведение мероприятий по предупреждению опасных ситуаций на пляже; ж) информирование экстренных оперативных служб о чрезвычайных ситуациях и происшествиях на пляже. 3. Несоблюдение лицом, ответственным за использование пляжей, требований безопасности людей на водных объектах, утвержденных для пляжей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 13. Требования безопасности людей на водных объектах при использовании переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда 1. Обеспечение безопасности людей на водных объектах при использовании переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда (далее - переправа), осуществляется в соответствии с требованиями безопасности людей на водных объектах, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 2. Переправа должна находиться в исправном состоянии и обеспечивать безопасность людей на водном объекте. 3. Схема организации переправы определяется в соответствии с гидрометеорологическими условиями и условиями судоходной обстановки на водном объекте. 4. Переправа должна иметь причалы и иные сооружения, используемые для швартовки и стоянки маломерных судов. 5. В соответствии с требованиями безопасности людей на водных объектах, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, до открытия навигации создается комиссия, устанавливающая максимальную нагрузку для сплошного настила на причалах, пирсах, трапах, сходнях и мостках. Значение такой нагрузки указывается в акте и наносится несмываемой контрастной краской в видимой части причального или переходного сооружения в местах посадки на судно и высадки с судна. 6. При функционировании переправы в темное время суток должно быть обеспечено освещение причалов и иных сооружений, используемых для швартовки и стоянки маломерных судов. 7. Несоблюдение лицом, ответственным за использование переправ, требований безопасности людей на водных объектах, утвержденных для переправ, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14. Требования безопасности людей на водных объектах при использовании ледовых переправ 1. Обеспечение безопасности людей на водных объектах при использовании ледовых переправ осуществляется в соответствии с требованиями безопасности людей на водных объектах, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 2. В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах при использовании ледовых переправ разрабатываются: 1) техническая документация на ледовую переправу (включая проведение инженерных изысканий) с учетом ее конструктивных особенностей, пропускной и несущей способности; 2) режим использования ледовой переправы, регламентирующий порядок пропуска транспортных средств и перевозки пассажиров, поведение водителей и пешеходов. 3. В соответствии с требованиями безопасности людей на водных объектах, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, техническая документация на ледовую переправу и режим использования ледовой переправы разрабатываются ежегодно с учетом интенсивности движения и гидрометеорологических условий. 4. Ширина ледовой переправы обозначается ограничительными вехами. 5. Несоблюдение лицом, ответственным за использование ледовых переправ, требований безопасности людей на водных объектах, утвержденных для ледовых переправ, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 15. Требования безопасности людей на водных объектах при использовании наплавных мостов во внутренних водах, не включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации 1. Обеспечение безопасности людей на водных объектах при использовании наплавных мостов во внутренних водах, не включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - наплавной мост), осуществляется в соответствии с требованиями безопасности людей на водных объектах, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 2. Техническая документация на наплавной мост и режим использования наплавного моста должны быть обоснованы соответствующими расчетами прочности, грузоподъемности, устойчивости, учитывающими наиболее неблагоприятные случаи нагрузки в процессе эксплуатации наплавного моста. Указанная техническая документация должна учитывать требования документации завода-изготовителя, подтверждающие плавучесть, остойчивость, непотопляемость и прочность плавучих опор. 3. Проезжая часть и пешеходные тротуары наплавного моста оборудуются ограждениями, предназначенными для обеспечения безопасности людей на водных объектах. 4. На наплавных мостах, имеющих одну полосу для движения, предусматривается регулирование движения, исключающее одновременный въезд транспортных средств с двух сторон наплавного моста. 5. Устанавливаемые на наплавных мостах дорожные знаки, информирующие об ограничениях грузоподъемности, о скорости движения, запрете остановки транспортных средств, об интервалах между ними и о преимуществах встречного движения, должны соответствовать требованиям безопасности людей на водных объектах, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 6. Несоблюдение лицом, ответственным за использование наплавных мостов, требований безопасности людей на водных объектах, утвержденных для наплавных мостов, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 16. Правила обеспечения безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации 1. Правила обеспечения безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти требованиями безопасности людей на водных объектах. 2. Правила обеспечения безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации определяют: 1) порядок обеспечения безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации, в том числе планирование мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, порядок взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти при обеспечении безопасности людей на водных объектах; 2) порядок проведения мероприятий, связанных с использованием водных объектов или их частей для рекреационных целей, за исключением внутренних водных путей, акваторий морских портов и подходов к ним, на территории субъекта Российской Федерации; 3) особенности порядка установки знаков безопасности, информационных щитов, информационных плакатов, знаков дополнительной информации, за исключением навигационных знаков и знаков судоходной обстановки; 4) порядок информирования населения о требованиях безопасности людей на водных объектах, в том числе о начале ледохода и проведении работ по разрушению ледового покрова водного объекта в весенний период; 5) мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья и информированию населения о требованиях безопасности людей на водных объектах, в том числе о начале ледохода и проведении работ по разрушению ледового покрова водного объекта в весенний период. Статья 17. Обеспечение безопасности людей на водных объектах при пользовании маломерными судами на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации 1. В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах органами государственной власти субъекта Российской Федерации утверждаются правила пользования маломерными судами на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации. 2. Разработка правил пользования маломерными судами на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации осуществляется на основе методических рекомендаций, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. Правила пользования маломерными судами на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. 4. Правила пользования маломерными судами на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации определяют: 1) порядок пользования маломерными судами на водных объектах, в том числе периоды разрешенного использования водных объектов, запреты и ограничения на пользование водными объектами или их частями с учетом требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации; 2) меры безопасности на водных объектах при плавании на маломерных судах на территории субъекта Российской Федерации, в том числе ограничение скорости движения маломерных судов; 3) меры безопасности при проведении мероприятий, связанных с использованием маломерных судов на водных объектах или их частях для рекреационных целей на территории субъекта Российской Федерации. Статья 18. Знаки безопасности на водных объектах Знаки безопасности на водных объектах устанавливаются на береговых полосах водных объектов в целях: 1) информирования людей об установленных запретах и ограничениях на пользование водными объектами, о местах разрешенного купания, выхода и выезда на лед; 2) предупреждения происшествий на водных объектах. Глава 3. Требования к пользованию маломерными судами для обеспечения безопасности людей на водных объектах Статья 19. Требования к маломерным судам, оборудованию и спасательным средствам для маломерных судов Маломерные суда, используемые на таких судах оборудование и спасательные средства по своим техническим характеристикам и техническому состоянию должны обеспечивать безопасность людей при пользовании маломерными судами в соответствии с требованиями безопасности людей на водных объектах, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Статья 20. Требования к лицам, управляющим маломерными судами на водных объектах 1. Лица, управляющие маломерными судами на водных объектах, должны соблюдать: 1) во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации - законодательство Российской Федерации в сфере торгового мореплавания, о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, о Государственной границе Российской Федерации, о морских портах в Российской Федерации, общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, обязательные постановления в морских портах Российской Федерации; 2) на внутренних водных путях Российской Федерации - правила плавания судов по внутренним водным путям, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; 3) во внутренних водах, за исключением внутренних водных путей Российской Федерации, - правила пользования маломерными судами на водных объектах в Российской Федерации; 4) требования нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы безаварийного плавания судов и охраны окружающей среды. 2. Лица, управляющие маломерными судами, при нахождении на водном объекте должны иметь при себе: 1) в случае управления маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, - удостоверение на право управления маломерным судном либо документы, которые выданы иностранным государством и в соответствии с международным договором Российской Федерации или нормативным правовым актом Российской Федерации признаются в качестве документа, подтверждающего право управления маломерным судном на территории Российской Федерации, и судовой билет; 2) в случае управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, - документ, удостоверяющий личность лица, управляющего маломерным судном. 3. Лица, управляющие маломерными судами, обязаны: 1) соблюдать требования, установленные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов", в том числе проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения; 2) обеспечивать безопасность людей при посадке на судно, высадке с судна и в период пребывания на судне; 3) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих категории сложности района плавания маломерного судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеорологическую обстановку в районе плавания; 4) соблюдать требования, предъявляемые к маломерным судам и пользованию ими на водных объектах, установленные законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности людей на водных объектах. 4. Пользование маломерными судами, подлежащими государственной регистрации, разрешается после их государственной регистрации в реестре маломерных судов и освидетельствования. 5. За нарушение требований, установленных настоящей статьей, лица, управляющие маломерными судами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 21. Государственная регистрация маломерного судна и прав на него 1. Государственной регистрации в реестре маломерных судов подлежат маломерные суда массой 200 килограммов и более с мощностью двигателей (в случае установки) 8 киловатт и более, за исключением маломерных судов, используемых в целях обеспечения торгового мореплавания и судоходства, перечень категорий (типов) которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. 2. Государственная регистрация маломерных судов осуществляется Государственной инспекцией в реестре маломерных судов в соответствии с настоящим Федеральным законом. 3. Государственная регистрация маломерных судов, используемых в целях, указанных в пункте 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и пункте 21 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, может осуществляться в Российском международном реестре судов. 4. Владелец маломерного судна обязан зарегистрировать маломерное судно в срок не позднее одного месяца со дня оформления документов, подтверждающих возникновение права собственности и иных вещных прав на маломерное судно, а также ограничения (обременения) этих прав. 5. По результатам государственной регистрации маломерного судна и права собственности на него владельцу маломерного судна выдается судовой билет. 6. Запись о государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов аннулируется: 1) если маломерное судно исключено из реестра маломерных судов; 2) если государственная регистрация маломерного судна и права собственности на него осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), недействительными. Статья 22. Право управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов 1. Удостоверение на право управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, выдается на следующие типы маломерных судов: 1) моторное судно; 2) парусное судно; 3) парусно-моторное судно; 4) гидроцикл; 5) судно на воздушной подушке; 6) судно особой конструкции. 2. Аттестация физического лица на право управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, осуществляемая в виде государственной услуги, проводится в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. Предоставление государственной услуги по аттестации физического лица на право управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, может быть приостановлено, если погодные и климатические условия не позволяют осуществить аттестацию, но не более чем на девять месяцев. 4. Документом, свидетельствующим о праве владельца этого документа управлять маломерным судном соответствующего типа в соответствующем районе плавания, является удостоверение на право управления маломерным судном (далее также - удостоверение) либо документ, который выдан иностранным государством и в соответствии с международным договором Российской Федерации или нормативным правовым актом Российской Федерации признается в качестве документа, подтверждающего право управления маломерным судном на территории Российской Федерации. 5. Удостоверение выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, достигшим восемнадцатилетнего возраста, успешно прошедшим аттестацию на право управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, и годным по состоянию здоровья к управлению маломерным судном, вне зависимости от места жительства или места пребывания. 6. Информация о результатах аттестации физического лица на право управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, вносится в реестр удостоверений на право управления маломерными судами. Статья 23. Срок действия и прекращение права управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов 1. Право управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, подтверждается удостоверением на право управления маломерным судном, выдаваемым на десять лет. 2. Основанием для прекращения права управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, является: 1) истечение срока действия удостоверения; 2) лишение права управления маломерным судном; 3) выявленное по результатам обязательного медицинского освидетельствования наличие у судоводителей маломерных судов медицинских противопоказаний к управлению маломерными судами. 3. Действие права управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, приостанавливается на период временного ограничения на пользование этим правом, установленного в порядке, предусмотренном федеральным законом. 4. Восстановление права управления маломерным судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, после утраты оснований для прекращения такого права осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Статья 24. Медицинское обеспечение в целях получения права управления маломерным судном 1. Медицинское обеспечение в целях получения права управления маломерным судном включает в себя: 1) обязательное медицинское освидетельствование, в том числе внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, кандидатов в судоводители маломерных судов; 2) обязательное медицинское освидетельствование судоводителей маломерных судов в связи с заменой удостоверения на право управления маломерным судном после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом удостоверения на право управления маломерным судном после истечения срока лишения права управления маломерным судном, либо в связи с возвратом удостоверения на право управления маломерным судном после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права управления маломерным судном). 2. Обязательное медицинское освидетельствование проводится за счет средств судоводителей маломерных судов (кандидатов в судоводители маломерных судов). 3. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у судоводителей маломерных судов (кандидатов в судоводители маломерных судов) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению маломерными судами. 4. Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, в том числе внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, на наличие (отсутствие) у судоводителей маломерных судов (кандидатов в судоводители маломерных судов) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению маломерными судами, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у судоводителей маломерных судов (кандидатов в судоводители маломерных судов) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению маломерными судами, порядок оформления и выдачи указанного медицинского заключения и перечень медицинских противопоказаний и медицинских ограничений к управлению маломерными судами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. 5. Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). 6. В рамках медицинского освидетельствования осмотр врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания судоводителя маломерного судна (кандидата в судоводители маломерного судна). 7. По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинская организация выдает судоводителю маломерного судна (кандидату в судоводители маломерного судна) медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у судоводителей маломерных судов (кандидатов в судоводители маломерных судов) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению маломерными судами (далее - медицинское заключение). 8. Срок действия медицинского заключения составляет один год со дня его оформления. 9. Судоводитель маломерного судна (кандидат в судоводители маломерного судна), получивший от медицинской организации медицинское заключение о выявлении у него медицинских противопоказаний к управлению маломерными судами, в течение двух месяцев проходит внеочередное медицинское освидетельствование на наличие (отсутствие) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению маломерными судами. 10. В случае непредставления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по истечении двух месяцев медицинского заключения, выданного по результатам внеочередного медицинского освидетельствования, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти прекращает право управления маломерным судном. 11. Медицинское заключение изготавливается в двух экземплярах, один из которых остается в медицинской организации, а другой выдается судоводителю маломерного судна (кандидату в судоводители маломерного судна). Статья 25. Освидетельствование маломерных судов 1. Освидетельствованием маломерного судна является оценка маломерного судна на годность к плаванию либо непригодность к плаванию на основе критериев, отражающих фактическое и техническое состояние маломерного судна, либо с учетом технической документации на маломерное судно. 2. Освидетельствование маломерных судов, подлежащих государственной регистрации в реестре маломерных судов (далее - освидетельствование), за исключением маломерных судов, используемых в целях обеспечения торгового мореплавания и судоходства, перечень категорий (типов) которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не реже одного раза в пять лет. 3. Освидетельствование включает в себя комплекс мероприятий, проводимых для присвоения маломерному судну категории сложности района плавания, а также установления возможности безопасного плавания маломерного судна в соответствии с присвоенной категорией сложности района плавания. 4. Освидетельствование проводится в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 5. Освидетельствование проводится в виде государственной услуги в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти. 6. Предоставление государственной услуги по освидетельствованию может быть приостановлено, если гидрометеорологические и климатические условия не позволяют провести освидетельствование, но не более чем на девять месяцев. 7. Основанием для проведения освидетельствования является: 1) предъявление маломерного судна для первичного освидетельствования; 2) наличие изменений в конструкции корпуса маломерного судна, влекущих изменение ранее присвоенной категории сложности района плавания, или установка на маломерное судно двигателя сверх допустимой мощности; 3) устранение повреждений конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, угрожающих безопасности плавания маломерного судна; 4) модернизация маломерного судна; 5) истечение пятилетнего срока со дня проведения последней классификации и последнего освидетельствования; 6) волеизъявление собственника маломерного судна или представителя собственника маломерного судна. 8. Результаты освидетельствования оформляются актом освидетельствования, в котором указывается категория сложности района плавания или подтверждается ранее присвоенная категория сложности района плавания, а также дается заключение о годности маломерного судна к плаванию. 9. В акт освидетельствования вносятся в зависимости от конструкции маломерного судна обязательные условия, нормы и требования в отношении режимов пользования маломерными судами по максимально допустимой мощности главного двигателя, грузоподъемности, допустимому количеству людей на борту и допустимой площади парусов. Указанная информация также вносится в судовой билет. 10. Форма и порядок выдачи акта освидетельствования устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти. 11. Результаты освидетельствования вносятся в реестр маломерных судов. Глава 4. Федеральный государственный надзор за маломерными судами и федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах Статья 26. Федеральный государственный надзор за маломерными судами 1. Федеральный государственный надзор за маломерными судами осуществляется государственными инспекторами по маломерным судам Государственной инспекции. 2. Правила осуществления федерального государственного надзора за маломерными судами утверждаются Правительством Российской Федерации. 3. Предметом федерального государственного надзора за маломерными судами является соблюдение лицами, управляющими маломерными судами, требований настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования, предъявляемые к маломерным судам и к пользованию ими на водных объектах Российской Федерации. 4. К объектам федерального государственного надзора за маломерными судами не относятся маломерные суда, используемые при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта на морских и внутренних водных путях Российской Федерации. 5. Федеральный государственный надзор за маломерными судами осуществляется путем патрулирования водных объектов. 6. При осуществлении федерального государственного надзора за маломерными судами государственные инспекторы по маломерным судам Государственной инспекции вправе: 1) останавливать маломерные суда при выявлении признаков административного правонарушения, а также для проверки документов, подтверждающих право управления и пользования маломерным судном; 2) требовать от физических лиц предъявления документов, удостоверяющих личность; 3) временно ограничивать или запрещать движение маломерных судов и использование иных технических средств на водных объектах при проведении мероприятий, связанных с использованием водных объектов или их частей для рекреационных целей, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, водных объектов или их частей, включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации; 4) запрещать эксплуатацию маломерных судов при выявлении нарушения требований пользования маломерными судами на водных объектах, установленных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти; 5) требовать прекращения противоправных действий, связанных с пользованием маломерными судами либо неповиновением законному требованию государственного инспектора по маломерным судам Государственной инспекции; 6) носить и использовать специальные средства, а также применять физическую силу в соответствии с настоящим Федеральным законом; 7) использовать информационные системы, средства видео-, аудио- и фотофиксации, а также другие технические средства; 8) использовать в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для доставки в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной форме, и транспортировки поврежденных при авариях маломерных судов принадлежащие юридическим лицам, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда, за исключением судов, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств и международным организациям; 9) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. 7. Порядок реализации полномочий, указанных в части 6 настоящей статьи, определяется нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, устанавливающим порядок осуществления федерального государственного надзора за маломерными судами. Статья 27. Применение физической силы и специальных средств при осуществлении федерального государственного надзора за маломерными судами 1. При осуществлении федерального государственного надзора за маломерными судами государственные инспекторы по маломерным судам Государственной инспекции имеют право на применение физической силы и специальных средств в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. 2. При осуществлении федерального государственного надзора за маломерными судами государственные инспекторы по маломерным судам Государственной инспекции имеют право на применение следующих видов специальных средств: палки специальные, специальные газовые средства, средства ограничения подвижности, электрошоковые устройства, средства принудительной остановки транспорта. Перечень используемых Государственной инспекцией специальных средств устанавливается Правительством Российской Федерации. 3. Государственные инспекторы по маломерным судам Государственной инспекции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы и специальных средств. 4. Государственный инспектор по маломерным судам Государственной инспекции перед применением физической силы или специальных средств обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы или специальных средств, о том, что он является государственным инспектором по маломерным судам Государственной инспекции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований. В случае применения физической силы или специальных средств в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из государственных инспекторов по маломерным судам Государственной инспекции, входящих в подразделение (группу). При применении физической силы и (или) специальных средств государственный инспектор по маломерным судам Государственной инспекции с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила или специальные средства, обязан стремиться к тому, чтобы любой вред, причиняемый здоровью граждан, был минимальным. 5. В случае причинения вреда здоровью гражданина в результате применения физической силы или специальных средств государственный инспектор по маломерным судам Государственной инспекции обязан оказать этому гражданину первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок. 6. О каждом случае причинения вреда здоровью гражданина либо наступления его смерти в результате применения государственным инспектором по маломерным судам Государственной инспекции физической силы или специальных средств уведомляется прокурор в течение 24 часов. Государственный инспектор по маломерным судам Государственной инспекции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы или специальных средств причинен вред здоровью гражданина либо наступила его смерть. 7. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина либо причинен материальный ущерб гражданину или организации, а также о каждом случае применения специальных средств государственный инспектор по маломерным судам Государственной инспекции обязан сообщить непосредственному руководителю либо руководителю подразделения Государственной инспекции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий доклад. 8. Государственный инспектор по маломерным судам Государственной инспекции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на него обязанностей, в следующих случаях: 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений; 2) для преодоления противодействия законному требованию государственного инспектора по маломерным судам Государственной инспекции. 9. Государственный инспектор по маломерным судам Государственной инспекции имеет право применять физическую силу в случаях, при которых настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств. 10. Государственный инспектор по маломерным судам Государственной инспекции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях: 1) для пресечения преступлений; 2) для пресечения физического сопротивления законному требованию государственного инспектора по маломерным судам Государственной инспекции, которое связано с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья; 3) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; 4) для остановки маломерного судна, судоводитель которого не выполнил требование государственного инспектора по маломерным судам Государственной инспекции об остановке. 11. Государственный инспектор по маломерным судам Государственной инспекции имеет право применять следующие специальные средства: 1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 10 настоящей статьи; 2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 10 настоящей статьи; 3) средства ограничения подвижности - в случае, предусмотренном пунктом 3 части 10 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности государственный инспектор по маломерным судам Государственной инспекции вправе использовать подручные средства связывания; 4) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 10 настоящей статьи; 5) средства принудительной остановки транспорта - в случае, предусмотренном пунктом 4 части 10 настоящей статьи. 12. Превышение государственным инспектором по маломерным судам Государственной инспекции полномочий при применении физической силы или специальных средств влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 13. Государственному инспектору по маломерным судам Государственной инспекции запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или государственного инспектора по маломерным судам Государственной инспекции. 14. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений: 1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца; 2) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении маломерных судов, на борту которых находятся пассажиры, а также в отношении гидроциклов. Статья 28. Федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах 1. Федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах осуществляется государственными инспекторами по маломерным судам Государственной инспекции. 2. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". 3. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за безопасностью людей на водных объектах утверждается Правительством Российской Федерации. 4. Предметом федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при использовании и эксплуатации баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, пляжей, переправ, ледовых переправ, наплавных мостов во внутренних водах, не включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации, требований, установленных законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности людей на водных объектах. 5. В рамках федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. 6. Государственные инспекторы по маломерным судам Государственной инспекции вправе запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, пляжей, переправ, ледовых переправ, наплавных мостов во внутренних водах, не включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации. 7. Случаи, при которых запрещается эксплуатация баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, пляжей, переправ, ледовых переправ, наплавных мостов во внутренних водах, не включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации, перечень должностных лиц, уполномоченных на запрещение эксплуатации поднадзорных объектов, и порядок запрещения эксплуатации поднадзорных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации. 8. Запрет на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, пляжей, переправ, ледовых переправ, наплавных мостов во внутренних водах, не включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации, оформляется актом о запрете эксплуатации объекта федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах, форма которого утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Глава 5. Заключительные положения Статья 29. Особенности реализации отдельных положений настоящего Федерального закона 1. Маломерные суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона при очередном освидетельствовании проходят процедуру перерегистрации в реестре маломерных судов. 2. Очередное освидетельствование маломерных судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов, проводится Государственной инспекцией. 3. По истечении пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона или с даты регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов оно подлежит исключению из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, Российского открытого реестра судов. 4. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, предоставляющие им право управления маломерными судами, полученные в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, по истечении срока действия этих дипломов и квалификационных свидетельств обязаны в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, утверждающих порядок аттестации физического лица на право управления маломерным судном, получить в Государственной инспекции удостоверение на право управления маломерным судном. Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года. Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль 3 февраля 2025 года N 4-ФЗ
Обзор документа
Усилена безопасность граждан на водных объектах.
Вопросы безопасности людей на водных объектах урегулированы в одном законе. Введены необходимые понятия. Разграничены федеральные, региональные и муниципальные полномочия. Установлены обязанности граждан. Определены основные обязательные требования к пользованию маломерными судами, базам и сооружениям для их стоянки, пляжам, лодочным, ледовым и наплавным переправам.
Регламентирован порядок регистрации маломерных судов, подготовки судоводителей, медобеспечения безопасности управления маломерными судами, а также правила их классификации и освидетельствования. Госинспекции по маломерным судам переданы полномочия по надзору за такими судами и за безопасностью людей на водных объектах, а также по ведению реестра маломерных судов, по их регистрации и освидетельствованию и по аттестации на право управления ими. Установлены случаи и порядок применения инспекторами по маломерным судам физической силы и спецсредств.
В реестре регистрируются суда массой от 200 кг с двигателем от 8 кВт. Исключение - маломерные суда для торгового мореплавания. Их перечень будет определен подзаконным актом.
Для управления моторным или парусным судном, гидроциклом, судном на воздушной подушке или судном особой конструкции нужно пройти медосвидетельствование и получить специальное удостоверение.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Назад
Вопросы безопасности людей на водных объектах урегулированы в одном законе. Введены необходимые понятия. Разграничены федеральные, региональные и муниципальные полномочия. Установлены обязанности граждан. Определены основные обязательные требования к пользованию маломерными судами, базам и сооружениям для их стоянки, пляжам, лодочным, ледовым и наплавным переправам.
Регламентирован порядок регистрации маломерных судов, подготовки судоводителей, медобеспечения безопасности управления маломерными судами, а также правила их классификации и освидетельствования. Госинспекции по маломерным судам переданы полномочия по надзору за такими судами и за безопасностью людей на водных объектах, а также по ведению реестра маломерных судов, по их регистрации и освидетельствованию и по аттестации на право управления ими. Установлены случаи и порядок применения инспекторами по маломерным судам физической силы и спецсредств.
В реестре регистрируются суда массой от 200 кг с двигателем от 8 кВт. Исключение - маломерные суда для торгового мореплавания. Их перечень будет определен подзаконным актом.
Для управления моторным или парусным судном, гидроциклом, судном на воздушной подушке или судном особой конструкции нужно пройти медосвидетельствование и получить специальное удостоверение.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 г.